Вехи монастырской истории

Нельзя не отметить, как велико духовное влияние монастыря на судьбу города и людей, и складывалось оно не один год. Свято-Успенский монастырь на протяжении всей своей истории являл пример глубокой духовности и жертвенного служения людям. Велико значение монастыря в развитии просвещения, благотворительности, в формировании незабываемого облика города. Ныне с Божией помощью Свято-Успенская обитель продолжает совершать нераздельный подвиг молитвы и общественного служения,является хранительницей древних православных традиций, зримым памятником духовной стойкости и мужества. Свято-Успенский монастырь всегда находится под неусыпным отеческим взором Митрополита Агафангела, который заботливо вникает во все стороны жизни обители. Для братии Владыка является настоящим духовным отцом, так как большинство из них приняли монашеский постриг и священнический сан именно из его рук. Своё высокое святительское служение архипастырь несёт с апостольской ревностью, полной отдачей духовных и телесных сил, всесторонне обустраивая жизнь обители. Под его мудрым руководством монастырь достиг своего наибольшего расцвета и стал несокрушимым оплотом веры. Высокопреосвященнейший Агафангел, Митрополит Одесский и Измаильский всей своей подвижнической жизнью, самоотверженным служением настоятеля, неустанными трудами и заботами о благе и устройстве вверенной ему обители,подаёт братии монастыря живой пример настоящего подвига и монашеской жизни, является для неё неугасимым светильником, освещая путь во тьме грехов и соблазнов мира сего. Благодаря его богоугодным трудам и незыблемой твёрдости в вере Успенский монастырь можно действительно назвать частицей Святой Горы Афон. Залогом сохранения для будущих поколений добрых монашеских традиций и добродетелей, которыми славится обитель, является отеческое попечение и мудрое руководство её Аввы—Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского, тщательно наблюдающего за своим духовным стадом, уверенно сохраняющего в нём благочестие и порядок.


  • Промыслительная встреча

    Создателями Свято-Успенского Одесского мужского монастыря являются выдающийся архипастырь XIX века митрополит Киевский Гавриил (Банулеско-Бодони) (†1821) и молдавский дворянин Александр Теутул (†1823). Владыка Гавриил получил блестящее образование в Будапеште и Греции, в совершенстве владел французским и греческим языками и приложил немало усилий для повышения уровня образования российских семинаристов.

    В 1805 году дворянин Александр Теутул переселился в Одессу, где по указу Екатерины иностранцам предоставлялись особые льготы. Одесский строительный комитет в 1805 году постановил выделить ему 25 десятин земли в урочище Фонтана. Позже, в 1809 и 1810 году ему было выделено ещё 50 десятин земли «для заведения сада и по-строения хутора». Поместье Александра Теутула представляло собой довольно обширную территорию,на которой он занимался земледелием и садоводством. Митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони), пребывая на покое в Одессе, в 1804 году познакомился с Александром Теутулом, который неоднократно уверял владыку в своём желании построить здесь церковь и маяк. 23 апреля 1814 года Александр Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передаётся в пользу Православной Церкви. 24 мая 1815 года с Высочайшего соизволения императора Александра I имение господина Теутула было передано для нужд Кишинёвского архиерейского дома. Здесь было устроено архиерейское подворье, называемое в документах «метохом» (греч. — «монастырское подворье»). Вскоре в подворье появилась первая монашеская братия. Приняв в своё ведение значительный земельный участок, митрополит Гавриил начал строительство церкви и маяка. Проект маяка был разработан инженер-подполковником фон Кругом. В построении храма большую помощь оказали жители ближайшей Фонтанской слободы. Они давно желали иметь свою церковь. Заготовив общими усилиями большое количество дикого камня, они в 1816 году обратились к митрополиту с просьбой о разрешении на строительство храма в их слободе. Воспользовавшись этим случаем, владыка предложил просителям пожертвовать заготовленный ими материал для строительства молитвенного дома в подворье, где все требы для жителей слободы, кроме венчаний, будет исполнять священник Иоанн Якубовский. Жители охотно откликнулись на предложение своего архипастыря.

    В начале весны 1817 года была начата и к концу лета закончена постройка каменного флигеля под черепичной крышей, в котором была устроена малая церковь в честь Успения Божией Матери с двумя кельями при ней — для священника и послушников. Иконостас церкви в самом начале был простейшим, сделанным из холста, а царские врата были взяты из предназначенной к слому ветхой Николаевской церкви Одессы. Позже был поставлен другой иконостас, украшенный новыми образами. В 1820 году произошла закладка каменного храма в честь Успения Божией Матери.
  • Основание обители

    Митрополит Гавриил в 1821 году обратился к министру духовных дел с просьбой об обращении подворья в штатный монастырь. Всем сердцем расположенный к монашеству, владыка решил открыть здесь иноческую обитель, тем более, что в прилегающей к Чёрному морю части Кишинёвской епархии, от Буга до Дуная, на расстоянии 600 километров не было ни одного монастыря. К со-жалению, митрополит Гавриил не дождался открытия Успенской обители. 30 марта 1821 года он отошёл ко Господу. Делом устройства монастыря занялся его преемник, архиепископ Димитрий (Сулима) (†1844). Обозревая городские храмы, он посетил и фонтанское подворье. Состояние его было запущенным, так что сразу же сюда был назначен законоучитель Ришельевского лицея архимандрит Феофил (Фиников), которому было поручено управление подворьем и приведение его в надлежащее состояние. Архимандрит Феофил действительно оправдал надежды своего архипастыря необыкновенной деятельностью, благоразумием и опытностью в управлении. Из дел монастырских видно, что он завершил Успенскую церковь и покрыл её кровельным железом. При нем увеличилась площадь пахотных земель, была приобретена ветряная мельница, заканчивалось строительство трапезной и кухни. В 1823 году архиепископ Димитрий возобновил переписку со Святейшим Синодом об обращении фонтанского подворья в штатный монастырь. Наконец, 1 июля 1824

    года последовал Высочайший рескрипт о преобразовании архиерейского подворья во второклассный мужской монастырь. У Одесского монастыря была одна особенность, очень редкая в те времена и выделявшая его из общей среды сотен монастырей необъятной Российской империи. Несмотря на скромность положения, его настоятель имел сан архимандрита, что дано только Лаврам и первоклассным монастырям. Для большего благолепия положено было разрешить архимандриту совершать богослужения на орлецах, с дикирием и трикирием, а на Великом входе принимать Дары в царских вратах. Новому монастырю недоставало гостиницы, в которой могли бы находить приют приходящие в монастырь паломники. Между гражданами Одессы нашёлся благотворитель — купец 1-й гильдии Иван Ильич Ростовцев, который предложил архимандриту Феофилу «устроить… приличный дом, покрытый черепицею, о шести комнатах с кухнею, сенями и ледником, предназначив на сей предмет на первый раз до 3000 рублей». В настоящее в время в этом помещении располагается Одесская духовная семинария.
  • Тихая духовная гавань

    Обитель процветала и благоукрашалась. Накануне престольного праздника, 14 августа 1825 года, состоялось торжественное освящение Успенского собора. А ещё через девять лет, в 1826 году, был заложен другой каменный храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». На постройку этого храма одесский купец Владимир Харламов с супругой своей Дарьей по-жертвовали 100 000 рублей, за что Святейший Синод объявил им свою благодарность. Храм был освящён 7 июня 1834 года.

    В 1896 году на средства иноков был возведён трапезный храм, освящённый в честь святителя Николая и мученицы Александры — небесных покровителей царя Николая II и его супруги Александры Феодоровны. За это обитель получила Высочайшую благодарность от самого императора. В 1828 году вокруг Успенского монастыря выросла каменная ограда. Ограда монастыря, кроме

    защитных функций,носит ещё и глубокий духовный смысл. Монастырские стены обозначают границу между духовным и мирским, за ними человек должен ощущать себя защищённым от внешних бурь и волнений, отгороженным от мирской суеты. В XIX веке монастырь жил тихой жизнью второклассной обители. Однако он не замкнулся в себе, но деятельно участвовал в жизни города. Об этом говорят много-численные исторические факты. В 1837 году через коммерческие суда из ближневосточных стран в Одессу попала страшная эпидемия чумы. Возглавлявший в то время Таврическую епархию выдающийся православный иерарх архиепископ Гавриил (Розанов) (†1858) не остался равнодушным к народному горю. По его благословению Успенская обитель тогда показала настоящее жертвенное служение в лице её насельника священника Головченко, который добро-вольно вступил в закрытую зону карантина для оказания духовной помощи страждущим и утешения взятых в карантин по сомнению. Во время Крымской войны 1853-1856 годов братия Свято-Успенского монастыря взяла на себя подвиг молитвенного предстательства за окружённый город. За это многие монашествующие были награждены наперсными крестами на Владимирской ленте. Русско-турецкая война (1877-1878) была тяжёлой и кровопролитной. Ко всем бедам добавились ещё трудности переправки раненых и больных к местам лечения. В это время монастырь распахнул свои двери, чтобы принять раненых солдат. Госпиталь разместился в стенах монастырской гостиницы на сорок номеров. Заботился монастырь и о духовном образовании подрастающего поколения. В архивных документах встречаются неоднократные упоминания об участии монастырской братии в работе училища, которое было открыто в 1836 году. Чин освящения возглавил выдающийся настоятель Успенского монастыря, а впоследствии епископ и первый ректор Одесской Духовной Семинарии, архимандрит Порфирий (Успенский) (†1885). Под опекой Свято-Успенского монастыря находилась спасательная станция для помощи утопающим на водах. Там монашествующие регулярно совершали молебны, духовно окормляли спасателей. В 1880 году монастырь ещё больше возвышается. Его настоятели, вплоть до 1917 года, были викариями Херсонской епархии и носили титул епископа Елисаветградского. Первым настоятелем в сане епископа стал Неофит (Неводчиков).
  • Поруганная святыня

    С 1917 года начинается трагическая страница в истории монастыря. Обитель на Большом Фонтане разделила судьбу нашего многострадального народа. Этот период Святейший Патриарх Тихон охарактеризовал так: «Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела… Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению». Желая ускорить победу воинствующего атеизма, 23 февраля 1922 года большевики издают указ об изъятии церковных ценностей. По всей стране прокатывается волна экспроприаций, осквернения мощей, уничтожения святынь. В 1922 году в обители проводится большая реквизиция под предлогом изъятия церковных ценностей в фонд помощи голодающим. После конфискации имущества исчезла красота иконостасов, киотов, лампад, всюду царили разорение и опустошение. В том же году монастырь был ликвидирован окончательно. Его храмы были закрыты, а братские корпуса обращены в жилые дома. Монастырь пришёл в полное запустение. В 1936 году был взорван величественный Успенский собор. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году оккупационными румынскими властями были открыты храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и Никольская церковь. Но настоящее возрождение обители произошло лишь после освобождения Одессы от фашистских захватчиков при епископе Сергии (Ларине) (†1967).
  • Воскресение из запустения

    После ухода оккупационных войск территория монастыря представляла жалкое зрелище. Свято-Успенский собор после 1936 года был разрушен, поэтому при возрождении храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» был переосвящён в честь Успения Пресвятой Богородицы, а на месте взорванного собора в 1951 году была построена водосвятная часовня. Поначалу братия монастыря состояла всего из шести человек. В 1946 году Успенский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) (†1970). Святейшему здесь так понравилось, что он приезжал в Одессу каждое лето и бывал иной год до поздней осени. Это спасло обитель от закрытия в шестидесятые годы ХХ столетия. С этого времени начала устраиваться в монастыре летняя патриаршая резиденция, а Успенский монастырь стал именоваться Патриаршим. При архиепископе Никоне (Петине) (†1956) в 1954 году в монастыре поднялись новые двухэтажные здания общежительного корпуса и трапезной, с украшающими её колоннами византийского стиля и мозаикой по внутренним стенам. Фотографии тех лет демонстрируют превращение захламлённого пустыря в цветущий парк. Дорога, ведущая в монастырь, была покрыта асфальтом. В 1950 году к Никольскому храму была пристроена деревянная колокольня, построен братский корпус, другой братский корпус с баней-прачечной, архиерейская гостиница, новый гараж. В 1952 году в Успенском храме был установлен новый иконостас. В 1962 году на втором этаже трапезного корпуса размещается Канцелярия Одесского епархиального управления, а через три года в обитель переносится резиденция правящего архиерея. Таким образом, Свято-Успенский монастырь становится епархиальным центром. В 1967 году в патриаршей резиденции был устроен Крестовый храм в честь преподобных Сергия и Никона Радонежских, чудотворцев.

  • Расцвет обители

    Настоящий расцвет и благоденствие обители связаны с именем ВысокопреосвященнейшегоАгафангела, Митрополита Одесского и Измаильского. Называющий себя скромным служителем престола Божия, Владыка Агафангел занимает особое место в сонме одесских архипастырей. Доктор богословия «Honoriscausa» Киевской духовной академии и её почётный член, почётный доктор «Honoriscausa» Национального университета «Одесская юридическая академия», почётный доктор «Honoriscausa» Одесского национального медицинского университета, почётный член Одесской духовной семинарии, почётный член Одесского национального университета имени И. И. Мечникова, почётный профессор Южно-украинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского, Почётный Гражданин Одесской области, Одессы, Измаила, Черноморска и Белгорода-Днестровского, а также американских городов Гринвилль (Миссисипи) и Батон Руж (Луизиана). Выдающийся иерарх, видный богослов, яркий проповедник, опытный архипастырь, мудрый духовный наставник и талантливый храмостроитель Митрополит Агафангел открыл принципиально новую страницу в истории Успенского монастыря. Именно благодаря его святительским молитвам, неусыпным стараниям, его энергичной натуре и весомому авторитету монастырь пережил второе рождение.
  • Духовный Авва

    Монашеская жизнь не складывается только из формальных законоположений и монашеских правил, написанных в книгах.Она невозможна без присутствия живого духовного наставника, водителя, который бы с рассуждением применительно к каждому человеку помогает ему шествовать путём спасения. Великий учитель покаяния преподобный Ефрем Сирин даёт нам мудрую заповедь: «Всей крепостью своей почитай своего отца и не пренебрегай исполнением заповедей того, кто родил тебя о Господе… и не только говори о его добродетелях, но и подражай его жизни». Бесспорно, настоящим духовным отцом обители, подающий пример всей монастырской братии является Высокопреосвященнейший Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Родился Владыка 2 сентября 1938 года в селе Бурдино Липецкой области в семье Михаила и Марфы Саввиных и в крещении был наречён Алексием. Детские годы выпали на период Великой Отечественной войны, во время которой погиб его отец. Воспитание и становление четырёх осиротевших детей легло на плечи глубоко верующей, добродетельной и сердобольной матери, которая, несмотря на трудные военные и послевоенные годы, сумела привить своим детям любовь к Богу и людям. Стараниями Марфы Фёдоровны открывается неподалёку от родительского дома храм Божий, в котором отрок Алексий приобщается к вере и благочестию. Христианское воспитание в семье, участие в богослужении и любовь к молитве рождают в душе благочестивого юноши непреодолимое желание быть священником, служить Богу в Его Святой Церкви. После окончания средней школы Алексий, напутствуемый благословениями приходского священника и своей горячо любимой матери, в 1958 году поступает в Киевскую духовную семинарию. Посещение Лавры и других киевских святынь оставляет в сердце юноши неизгладимые благодатные впечатления и укрепляет на избранном святом пути жизни ради Церкви. В тяжёлые годы хрущёвских гонений встать на этот путь, воистину, было подвигом. В 1960 году советская власть закрывает Киевскую духовную школу, и гонимых студентов принимает Одесская духовная семинария. В 1962 году после окончания обучения в Одессе чтец Алексий Саввин поступает в Московскую духовную академию. Общая духовная атмосфера Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, общение с опытными духовниками обители, горячие молитвы у раки с мощами преподобного Сергия Радонежского благоприятно воздействовали на душу и сердце Алексия. И он решается следовать по стопам преподобных, подражать их подвигам, подобно им отречься от мира и посвятить свою жизнь иноческому деланию. Монашество есть самоумерщвление, сораспятие Христу, во исполнение слов святого апостола Павла: «для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14). 2 апреля 1965 года, на 4-й неделе Великого Поста, в Троицком соборе Лавры состоялся монашеский постриг Алексея с именем Агафангел, что в переводе значит «добрый вестник». В церковной традиции монашество называют «вторым крещением». Монах в постриге получает другое имя, начинает новую жизнь. Подобно тому, как при крещении присутствует восприемник, так и при постриге присутствует духовный отец, который берёт на себя обязательство научить новопостриженного монашеской жизни. Для монаха Агафангела таким духовным наставником стал архимандрит Пётр (Семёновых, в схиме — Серафим) (†1971). Это был духоносный, почитаемый за монашеские добродетели старец. Богатый опыт многих монастырей, в которых жил отец Пётр, стал не только его личным достоянием, но и бесценным сокровищем всей Троице-Сергиевой Лавры,всех стекавшихся к нему на исповедь. Его наставления новопостриженным инокам имели великую силу, так как были основаны на личном неослабном выполнении монашеских уставных обычаев. За постригом следуют хиротонии: 18 апреля 1965 г. в иеродиакона, а 22 апреля — в иеромонаха. В 1966 году после окончания Московской духовной академии со степенью кандидата богословия иеромонах Агафангел по благословению священноначалия вновь прибывает в Одессу и назначается старшим помощником инспектора и преподавателем Одесской духовной семинарии. Одновременно он становится делопроизводителем епархиального управления. В 1967 году новое послушание — ректор Одесской Духовной Семинарии и член епархиального совета. В течение девяти лет архимандрит Агафангел усердно трудится на этом поприще, в сложное и трудное время возглавляет духовную школу. Удивительная простота и мудрость молодого ректора, его доступность и незлобие при неизменном внимании и отзывчивости к нуждам людей на всю жизнь привязали к нему всех бывших его воспитанников, которые и сейчас, через много лет, молитвенно вспоминают своего наставника. 11 ноября 1975 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил архимандриту Агафангелу быть епископом Винницким и Брацлавским. После архиерейской хиротонии Владыка прибывает на свою кафедру, где начинается новый период его жизни как архиерея Церкви Божией. Благодаря твёрдой вере, непоколебимой надежде и уверенности в правоте церковного дела Владыка с Божьей помощью начал усердно трудиться на новой ниве. Постепенно реставрировались храмы, рукополагались священники. Частое служение и проникновенные проповеди привлекали к архиерейским службам многих людей. Энергичная деятельность архиерея обратила на себя внимание священноначалия. Святейший Патриарх Пимен в 1981 году возводит епископа Агафангела в сан архиепископа, а через восемь лет — в сан Митрополита. После празднования 1000-летия Крещения Руси и открывшейся возможности свободного созидания церковной жизни, в Винницкой епархии открываются сотни храмов, восстанавливаются распятые обители. Винничане искренно полюбили своего Митрополита, народное почитание и любовь к которому росли из года в год. Однако Господь Вседержитель призвал Высокопреосвященнейшего Владыку к новому служению. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 26 июня 1992 года Митрополит Агафангел был направлен на Одесскую кафедру. Прибыв в Одессу, Владыка встретил здесь родную атмосферу тепла и любви. Одесская паства восторженно приняла архипастыря, который на протяжении трудных предшествующих лет был надеждой и опорой для всех православных в Украине, являл незыблемую твёрдость в отстаивании святых канонов Церкви. Как правящий архиерей

    Одесской епархии, Владыка становится священноархимандритом, то есть настоятелем, Свято-Успенского Патриаршего мужского монастыря. Священноархимандрит монастыря — это человек, всецело посвятивший себя служению Богу и своей обители. Трудно описать словами все те тяготы и обязанности, что ложатся на плечи вступившего на эту должность. Святитель Василий Великий пишет, что настоятель в монастыре является «образом Христа», он руководит душами в их духовной жизни, указывает им путь к совершенству и к таинственному единению со Христом. Является настоятель и служителем слова, который подводит каждого монаха к возможности предстояния перед Богом, поддерживает и взращивает умостроение и нрав братии, вводит монахов в течение святоотеческой мысли, в область проживания ими Бога. Владыка Митрополит Агафангел с отеческой заботой поддерживает в монастыре строгую дисциплину и образцовый порядок, печётся о духовном совершенствовании всех иноков, неустанно наблюдает за благолепием и чинностью богослужений, следит за правильным ведением монастырского хозяйства, заботится о внешнем состоянии храмов и построек и об экономическом процветании обители. Как добрый пастырь, Владыка с любовью принимает всех приходящих: богомольцев, иностранных и местных гостей, епархиальное духовенство и государственных деятелей. Но особенное внимание Святитель оказывает братии

    обители, их духовным нуждам. В своих заботах о душах иноков Владыка следит, чтобы вся братия возможно чаще очищала свою совесть покаянием и причащалась Святых Христовых Таин. Каждый насельник получает от своего аввы Митрополита Агафангела мудрый совет, отеческое наставление и моральную поддержку. И поэтому любящее сердце Владыки скорбит, когда братия не всегда тщательно исполняет возложенные послушания, или же опаздывает на богослужение.

    Архипастырь удивительным образом сочетает в себе высоту архиерейского служения с простотой и доступностью любящего отца. Очень часто можно увидеть, как Владыка, облачившись в простой подрясник, отвечает на вопросы встретившихся ему прихожан или братии обители, как он лично участвует в каких-либо монастырских работах, как заботливо осматривает монастырь, творя внутреннюю молитву. Для всей Успенской обители Владыка стал заботливым и любящим духовным отцом, так как почти все её насельники заботливыми руками своего аввы были облечены в ангельский монашеский образ, а многие — возведены на высокую степень священства. При Митрополите Агафангеле братия пополнилась новыми иноками — молодыми, даровитыми, преданными Церкви. Многие из его постриженников занимают высокие посты в Православной Церкви, несут различные ответственные послушания.

  • «Любящий благолепие дома твоего»

    Важнейшей частью духовной жизни христианина является посещение храма — дома Божия, места Его особого благодатного присутствия на земле. Символически храм изображает Небо, Царство Небесное, которое своим совершенством превосходит наш земной ум. Чтобы изобразить его, человек берёт всё лучшее и драгоценное в окружающем его мире и пытается создать этими средствами образ небесного. Понятно, почему тайнозритель апостол Иоанн Богослов, изображая Небесный Иерусалим, говорит, что он украшен драгоценными камнями, жемчугом и золотом (Откр. 21, 19-21). Украшение храмов Божиих — это зримое выражение нашей любви к Богу, а когда есть такая любовь — будет и милосердие к страждущим. Без любви к Богу невозможна и любовь к ближним. Церковь с особенным святым дерзновением молится о благоукрасителях храмов: «Освяти, Господи, любящия благолепие дому Твоего: Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою». Именно поэтому Владыка Митрополит особое внимание уделяет благоукрашению храмов Божьих, их чисто-те и порядку. На сегодняшний день на территории монастыря непрестанными молитвами и предстояниями перед Богом Владыки Агафангела были проведены масштабные работы по строительству новых и реставрации старых монастырских построек.

    Произведена капитальная реконструкция Свято-Успенского соборного храма монастыря. Обновлены настенные росписи, укреплён и позолочен старинный иконостас, а всё внутреннее пространство храма стало освещаться новым позолоченным многоярусным паникадилом. Снаружи храм был заново оштукатурен, а с фасадной части главный вход украшен прекрасными мозаичными иконами наиболее почитаемых угодников Божиих. С особым тщанием на личные средства Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского, было выполнено золочение купола: это произошло впервые за 125 лет существования храма. Во время реконструкции Владыка постоянно контролировал ход работ.

    Именно в Свято-Успенском храме хранятся наиболее значимые святыни монастыря: стопа Андрея Первозванного, икона святителя Феодосия Черниговского, икона Божьей Матери «Млекопитательница» с частицами ризы Божьей Матери и пояса Христова,а также икона явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому — подарок Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) (†1970).

    В 2003 году совершенно преобразился Свято-Никольский храм, который был капитально отреставрирован и украшен внутри новым иконостасом и фресковой живописью.

    Также был реконструирован купол и произведена отделка фасада здания. В небольшой колокольне, пристроен-ной к церкви, находится набор колоколов, отлитых в XIX и XX веках в самых разных городах Российской империи: в Москве, Ярославле, на Валдае и в Харькове.

    Огромными личными трудами Владыки был произведён капитальный ремонт Патриаршей резиденции, реконструирована прилегающая территория, установлены высокохудожественные мраморные статуи, отреставрированы фасады архиерейской гостиницы, братского корпуса на патриаршей даче, а также все прилегающие к нему зда-ния и водосвятная часовня с новым куполом. Радением Владыки Митрополита отреставрировано и приведено в порядок монастырское кладбище. Здесь нашли своё последнее пристанище многие подвижники обители и Одесские архипастыри. Останки некоторых владык были перенесены в 1987 году со Слободского кладбища, где они оказались в 1936 году после разрушения Спасо-Преображенского кафедрального собора.

    При Владыке Агафангеле на территории обители было высажено множество деревьев, кустарников и цветов, построена зимняя оранжерея, выкопан декоративный пруд, отремонтированы фонтаны, очищена артезианская скважина, на всей территории монастыря уложена плитка общей площадью более 2500 кв. м.
  • Богослужение

    Монашество — это подвижнический путь ко Христу, к обретению в Нём вечной жизни. Святые отцы называют монашество наукой из наук, потому что монашеское делание относится к самому сокровенному, самому важному и прекрасному, что есть в человеке, — к его душе. Самым же главным средством к достижению спасения является молитва. Молитва лежит в основании монастыря, является его оградой и защитой. В обители молитвенное делание состоит из храмового соборного богослужения, келейного иноческого правила и личной непрестанной Иисусовой молитвы. Поэтому одной из главных забот духовного отца обители, Митрополита Агафангела, является устройство правильного богослужебного цикла. Владыка своим собственным примером показывает образец пламенной молитвы у престола Божия, с особым усердием часто совершая богослужения в Свято-Успенской обители и вдохновляя братию к нелестному молитвенному подвигу.

    Все богослужения, совершаемые Владыкой, отличаются особой торжественностью, всегда заметно, что их совершает человек глубокой веры. Это в первую очередь сказывается на всём строении богослужения и находит своё выражение в особом молитвенном настроении, которое передаётся сослужащим священнослужителям и пастве. Этот единый порыв окрыляет человека и возносит его вверх, подобно пламени свечи. И центром, смысловым стержнем такого богослужения, несомненно является фигура архипастыря, в момент Литургии олицетворяющая Самого Великого Архиерея и являющегося живой иконой Христовой.

    Участие в богослужении, дающее верующему человеку Божественную благодатную силу, укрепляющую и освящающую его душу,является одной из важнейших сторон правильной духовной жизни иноков. Богослужебная жизнь — отблеск и верный образ Божественной жизни в вечности, к которой будут призваны верующие за порогом смерти. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Кто любит богослужение, кому оно отрадно и родно, тот ещё здесь на земле срастается с содержанием вечной жизни, и потому эта жизнь там (то есть за порогом смерти, в блаженной вечности) не окажется ему чуждой: он с любовью узнает в ней всё то, что любил и ценил он здесь в священные часы богослужения». Богослужение приучает верующих к вечности, к блаженной жизни в Царствии Божием. Поэтому особое внимание Митрополита Агафангела обращено на богослужебную жизнь обители.

    Митрополит Агафангел возглавляет братский молебен Утро насельников начинается особым монашеским правилом.В него входят: братский молебен преподобному Кукше Одесскому перед ракой его святых мощей, вовремя которого возносятся молитвы о братии обители, граде Одессе и всём земном Отечестве. Затем совершается утреннее монашеское правило — утренние молитвы и полунощница, где иноки благодарят Бога за все Его благодеяния роду человеческому, за пробуждение к настоящему дню и службе, просят благословения и помощи достойно совершать каждому своё служение и послушание в течение дня и тем восхвалить неисповедимую благость Божию. Вечернее богослужение начинается в 17:00, после чего совершается вечернее монашеское правило, состоящее из чтения малого повечерия с канонами и молитв на сон грядущим. Завершается день в обители малым (вдоль внутренних стен обители)крестным ходом с иконой Пресвятой Богородицы и с пением молитвы «Богородице Дево, радуйся».

    Особым умилением отличается пение акафистов у монастырских святынь. В воскресный день, во время вечернего богослужения, соборно совершается пение акафиста Успению Пресвятой Богородицы; в среду, во время вечернего богослужения, — акафиста святому апостолу Андрею Первозванному перед ковчегом с его нетленной стопой; в четверг, во время вечернего богослужения, — акафиста преподобному и богоносному отцу нашему Кукше перед ракой его святых мощей.

    По вторникам, после утреннего монашеского правила, служится соборный акафист перед старинным афонским чудотворным списком иконы Божией Матери «Млекопитательница» с вложенными в него ковчежцами с частицами Ризы Спасителя и Хитона Богородицы. Традиция этого акафистного пения, горячо полюбившаяся православным одесситам, установлена по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Агафангела, и архипастырь, несмотря на свой почтенный возраст и многие заботы по управлению обширной епархией, каждый раз лично возглавляет молитву ко Пресвятой Богородице, что-бы своим примером зажечь и воодушевить братию обители и многочисленных паломников к молитвенному предстоянию пред Богом, к стяжанию благодатного дара молитвы. Также ежедневно совершается акафист у раки преподобного Кукши Одесского, а после поздней Божественной Литургии— акафисты Пресвятой Богородице перед её чудотворными иконами «Отрада и Утешение» и «Скоропослушница». Молитва за ближних и дальних, за «ненавидящих и любящих», за весь мир, лежащий в грехах, — вот главное дело монаха. По словам Митрополита Агафангела, молитва «убивает всякое зло и ограждает всех миром и любо-вью».
  • Жизнь Иноков

    Повседневный уклад монаха совершенно отличается от обычной мирской жизни. Ежедневно после ранней Божественной Литургии монахи отправляются на то или иное послушание, которое определяется священноархимандритом обители — Митрополитом Агафангелом. Само слово «послушание» обозначает, что инок должен быть послушен священноначалию и не поступать по своей воле. Послушания для каждого монаха различны и зависят от его образования, талантов, здоровья и способностей. Труд для монаха является обязательным условием правильного развития его духовной жизни. Преподобный Исаак Сирин (†700) так наставлял своих учеников: «Люби труд. Если он и не нужен тебе для твоего содержания, то может быть нужен как врачевство. Труд есть здоровье для тела и польза для души... Покой и праздность — гибель душе, и больше демонов будет вредить ей». Известно о преподобном Антонии Великом (†356), что он, живя в пустыне, однажды подвергся душевному смущению, унынию и особенному нашествию мрачных помыслов. Находясь в этом состоянии, он стал изливать свою печаль перед Богом. «Господи, — говорил он, — хочу спастись, но помышления мои никак не допускают меня совершить это. Что мне делать со страстями? Как мне спастись?» Немного отойдя от того места, где находился, он увидел незнакомого ему человека, занятого работой. Этот человек то вставал, оставляя рукоделие, и молился, то опять возвращался к рукоделию: он сшивал листья пальмы. Потом он опять вставал и молился, после молитвы снова принимался за рукоделие. Поступавший таким образом был Ангелом, посланным Богом ободрить Антония. И услышал Антоний голос, исшедший от Ангела: «Антоний! Поступай так — и спасёшься». Услышав это, Антоний очень обрадовался и ободрился, впредь он так и поступал. Исполняя заветы святых отцов, братия трудятся на различных монастырских послушаниях: совершение богослужения, пение на клиросе, уборка в храмах, уборка территории, ремонт построек, обслуживание монастырского технического оборудования и прочее. Известно, что монастыри на Руси в абсолютном большинстве своём были самодостаточными в производстве, хранении и распределении продуктов. Монастырям принадлежали сады, поля, огороды, пруды и пасеки. Так же с древности сохраняется традиция кормить монастырскими продуктами не только братию, но и работников, паломников, а также нищих и обездоленных людей. В Успенской обители, как и в большинстве православных монастырей, находящиеся на окраине города, содержится свой коровник, состоящий из 18 голов крупного рогатого скота. Монахи сами доят коров, кормят их и лечат. Из собранного молока делают творог, сметану, сливки и даже масло, которые потом подаются в трапезную на стол братии или для изготовления каких-либо блюд. По благословению Митрополита Агафангела на монастырском коровнике была произведена реконструкция фермы и установлено новое оборудование для переработки и хранения молочных продуктов. С 2012 года по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Агафангела в Свято-Успенском монастыре возрождена пасека. Монастырские пчёлы наполняют ульи душистым мёдом с многочисленных цветущих деревьев, а затем его бережно собирают пчеловоды, несущие послушание на монастырской пасеке. Работа на пасеке формирует в человеке добрые и светлые качества характера, воспитывает чистоту, трудолюбие и терпение. Пчелиный рой можно сравнить с образом Церкви, а христиан с пчёлами, улей служит символом сплочённой семьи и гармонии. Каждое дело в монастыре, в том числе и уход за пчёлами, братия совершает с особым усердием и молитвой, а верующие прихожане и гости монастыря имеют возможность насладится плодами этих дел, вкушая благодатный монастырский мёд, освящённый церковной молитвой и непрестанным трудом насельников обители. Неотъемлемой частью литургической жизни Церкви является просфора. Круглой просфору изготавливают в знак вечности Христа и человечества во Христе. Поэтому послушание просфорника имеет особое значение. За кажущейся простотой в этом богоугодном занятии скрывается множество тонкостей, тайн и сокровенного делания. В обители выпечка просфор осуществляется в специально отведённом и оборудованном помещении — просфорне. Всей работой руководит старший просфорник, который распределяет обязанности между остальными. Перед началом работы совершается молитва, в которой братия просит помощи у Господа, Пресвятой Богородицы и святых просфорников Печерских Спиридона и Никодима. Пекут просфоры с благоговением и непрестанным творением Иисусовой молитвы. Благодаря трудам Владыки Митрополита монастырская просфорня обогатилась новым современным пекарским оборудованием, что позволило полностью обеспечить богослужебными просфорами не только обитель, но некоторые одесские храмы. У монастыря есть также собственный виноградник, который обеспечивает вином богослужебные нужды.
  • Блаженни Милостивии

    Жизнь монастыря не ограничивается только лишь богослужением. Первоочередной задачей является восстановление и спасение искалеченных грехом и тлетворным воздействием века сего душ человеческих. В этом отношении священноархимандрит монастыря Высокопреосвященнейший Митрополит Агафангел особое внимание уделяет помощи тем, кто оказался в нужде. По благословению Владыки обитель ведёт посильную образовательную и благотворительную работу, регулярно предоставляя как духовную, так и материальную поддержку дому ребёнка №1 и школе-интернату№5. Посещение в местах лишения свободы заключённых, тех, кто с наибольшей остротой нуждается в просвещении светом Евангелия, во все времена считалось богоугодным делом. Христианская любовь не может отгородиться от тех, кто находится в «темнице», забыть о них, вычеркнуть их из жизни, переложить эту заботу только на государство, потому что нигде так остро человек не нуждается в милосердии, как в заключении. Памятуя слова Спасителя «в темнице был, и вы пришли ко Мне...» (Мф. 25, 36), по благословению Владыки Митрополита Агафангела, братия еженедельно осуществляет поездки в места лишения свободы, где совершает Таинства Крещения, Покаяния, Причащения, Елеосвящения, служит молебны, панихиды, проводит просветительские беседы, доставляет духовную литературу и питание. Очень часто Владыка оказывает материальную помощь заключённым. В праздничные дни на территории монастыря для прихожан и паломников устраиваются благотворительные праздничные трапезы. Кроме братии обители, ежедневно в монастырской трапезной находят своё бесплатное питание более сотни паломников и нищих. Часто эта простая монастырская еда оказывается единственным средством для их пропитания.
  • Достопамятные Гости

    На протяжении своего существования Свято-Успенскую обитель посещали церковные иерархи и высокие гости. Начиная с 1946 года сюда ежегодно приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) (†1970), который в своей летней резиденции принимал многих гостей и епархиальных архиереев. Любил бывать в Свято-Успенской обители и Святейший Патриарх Пимен (Извеков) (†1990). Пятидесятые годы стали временем налаживания тесных связей с Православными Поместными Церквями. В разное время Свято-Успенскую обитель посетили предстоятели Поместных Православных Церквей: в 1950 г. — патриарх Антиохийский Александр III и архиепископ Тираны и всея Албании Паисий, в 1952 г. — патриарх Грузинский Мелхиседек, в 1954 г. — Митрополит Пражский и всея Чехословакии Елевферий, в 1954 г. — патриарх Антиохийский Александр III, в 1958 г. — патриарх Александрийский Христофор, в 1959 г. — патриарх Антиохийский Феодосий VI, в 1960 г. — патриарх Болгарский Кирилл, в 1961 г. — патриарх Сербский Герман, в 1988 г. — патриарх Александрийский Парфений III. Частым гостем Свято-Успенской обители в 1970-1980 гг. был патриарх Александрийский Николай VI. В 1997 году монастырь посетили сразу три Предстоятеля Православных Церквей: Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II (†2008), Патриарх Константинопольский Варфоломей и Патриарх Грузинский Илия II. Перед отъездом Патриарх Алексий II сказал: «Покидая Свято-Успенскую обитель, гостеприимную Одесскую митрополию, Украинскую Православную Церковь, я сохраню в своём сердце радость духовного общения, которое здесь имел». В 2001 году в обитель прибыл многочисленный Всеукраинский крестный ход в связи с приездом Папы Римского в Украину. В 2007 году в Успенский монастырь прибыл патриарх Александрийский Феодор II. Предстоятель Александрийской Православной Церкви совершил литию по усопшему митрополиту Одесскому Сергию, с которым Блаженнейший Феодор был когда-то очень дружен. Святейший владыка посетил храмы обители и с удовлетворением отметил большие преобразования, которые произошли за годы его отсутствия. Трудами Митрополита Агафангела храм был полностью отреставрирован и расписан прекрасными иконами в каноническом византийском стиле. В 2010 году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который был неподдельно удивлён теплотой и лаской, с какой его приняла Одесская епархия. Святейший оставил в дар обители Владимирский образ Пресвятой Богородицы, а на территории Патриаршей резиденции посадил молодую берёзку. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) (†2014) Не перечесть, сколько раз Свято-Успенская обитель принимала в своих стенах предстоятелей Украинской Православной Церкви Блаженнейших Митрополитов Киевских и всея Украины Владимира (†2014) и Онуфрия. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в день празднования преподобного Кукши Одесского Гостями обители были не только иностранные церковные делегации, но и светила науки и искусства. Неоднократными посетителями обители на Большом Фонтане были генерал-лейтенант Алексей Алексеевич Игнатьев (1877-1954) и академик Владимир Петрович Филатов (1875-1956). В 2002 году обитель посетили президент Украины Леонид Данилович Кучма и президент Румынии Ион Илиеску. В Успенском храме высокие гости приложились к мощам святого апостола Андрея Первозванного и чудотворной иконе Божией Матери «Млекопитательница». В состоявшейся затем беседе президенты обсудили с митрополитом Агафангелом ряд вопросов, касающихся взаимоотношений Церкви и государства. В завершение встречи Владыка благословил высоких гостей и на молитвенную память о посещении Свято-Успенского монастыря подарил им иконы. В 2007 году в обители побывал президент республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов, прибывший в Одессу для открытия чемпионата мира по быстрым шахматам. Владыка вручил ему Касперовский образ Божией Матери. Каждый, кто окунулся в монастырскую атмосферу, молитвенную стихию и заботу, унёс неизгладимое благодатное впечатление, которое помогает укрепится в вере, проникнуться евангельскими истинами, преодолеть соблазны мира сего.
  • Духовный Вертоград

    Глубокая духовная связь существует между Свято-Успенской обителью и Одесской духовной семинарией. Первые ректоры семинарии были одновременно и настоятелями монастыря. Особенно близкими духовные связи стали в тяжёлые годы «хрущёвских» гонений, когда в 1961 году Одесская семинария по распоряжению властей переехала из Пантелеимоновского подворья в Успенский монастырь. Этим большевики хотели ослабить Церковь, умалить её значение, но получилось совсем наоборот. Промыслом Божиим, пророчески сбылось пожелание Святителя Иннокентия Одесского, чтобы духовная семинария размещалась в Успенской обители. В воскресные и праздничные дни в монастырских богослужениях принимают участие преподаватели и воспитанники Семинарии. Свою богослужебную практику они проходят в Борисо-Глебском надвратном храме и вместе с братией несут послушания на территории монастыря. Большой пользой для студентов являются установленные Владыкой регулярные акафистные пения, на которых неизменно присутствуют воспитанники семинарии. Во вторник день начинается с раннего акафистного пения перед иконой Божией Матери «Млекопитательница», в среду совершается акафист небесному покровителю духовной школы святому апостолу Андрею Первозванному. По святительскому благословению Митрополита Агафангела некоторые насельники обители несут преподавательское по-слушание в духовной школе. Владыка проявляет непрестанную отеческую заботу об Одесской духовной семинарии уже больше 50 лет. Сам будучи её выпускником, преподавателем и двукратным ректором, Владыка хорошо знает нужды студентов, понимает первостепенную ценность богословского образования для современного мира. Такое близкое соседство монастыря и семинарии как нельзя лучше отражается на духовном воспитании будущих пастырей. Регулярно во все многодневные посты в монастыре проводятся дни общей исповеди для семинаристов, когда духовники обители совершают таинство покаяния, наставляя юношей правильной духовной жизни. Общение семинаристов с опытными духовниками, особенно с теми, кто прошёл исповеднический подвиг в советский период, налагает неизгладимую печать на духовное становление будущих пастырей. Принимая участие в жизни монастыря, наполняясь его духом, особым настроем, воспитанники становятся духовно крепче, приближаются к тайне монашеского подвига, постигают основы и саму суть духовного делания. Некоторые студенты, проникаясь под благотворным влиянием монастырской жизни чувством особой любви к Богу и ревностью о спасении, решаются посвятить себя на служение Богу в иноческом чине и становятся насельниками обители.
  • «Рай,насажденный человеческими руками»

    Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «Ангелы— свет монахам, монахи — свет миру». Благодатным светом этого источника в Межлиманье, на узкой полоске между Хаджибейским и Куяльницким лиманами, засиял ещё один духовный маяк — Свято-Покровский скит Одесского Свято-Успенского Патриаршего мужского монастыря. 27 октября 2015 года по ходатайству Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о создании Свято-Покровского скита Свято-Успенского Патриаршего Одесского мужского монастыря в селе Мариновка Беляевского района Одесской области. А в 2016 году стараниями Владыки состоялось открытие этого нового благодатного источника. Открытию новой монашеской общины предшествовала кропотливая работа Высокопреосвященнейшего Митрополита Агафангела по благоустройству территории и возведению новых строений. Ведь на момент прибытия в скит первых насельников стояла только одна Свято-Покровская церковь, в которой стены нижнего, Никольского храма от влаги были поражены грибком. Первоначально это был приходской храм, который строился с 1994 по 2000 год. Однако появление храма именно на этом мес-те было не случайным. Известно, что церкви на Руси часто воздвигались по особому указанию Божию, световидным явлением или чудесным знамением. Не стала исключением и Свято-Покровская церковь. Ещё до начала строительства водители двух грузовиков, возвращавшихся ночью в Мариновку с дальней дороги, увидели неизреченный свет — огромное огненное зарево, которое двигаясь, остановилось именно на том месте, где позже вырос величественный православный храм. В 2015 году по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского в строящийся скит прибыли первые иноки — насельники Свято-Успенского Патриаршего мужского монастыря. Нелегко было братии из благоустроенной обители и уютных келий переселиться туда, где кроме Свято-Покровского храма, одного недостроенного хозяйственного сооружения, множества мусора и остатков строительных материалов ничего не было. К тому же и местное население настороженно встретило новость об открытии скита. Как заботливый отец Митрополит Агафангел стал первым благодетелем новооткрытой обители. Его трудами и заботой менее чем за год всё внутреннее пространство скита преобразилось и приобрело свой благолепный вид. Невзирая на дорогу, погоду и нехватку времени, Владыка Митрополит очень часто приезжает в Мариновку. Это его молитвами и неустанным радением за короткое время огорожена территория скита, возведены часовня в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильней, часовня над артезианской скважиной, большая деревянная трапезная на 200 человек, два братских трёхэтажных корпуса; вдоль сосновой аллеи и вокруг церкви выложена тротуарная плитка, освящён колодец, создаётся большой резервуар для воды, ведутся ремонтные работы в церкви, а по всему периметру высажено более тысячи фруктовых и декоративных деревьев и кустарников. Трудами Владыки фасад Свято-Покровского храма был реставрирован и украсился мозаичными иконами, преобразились купола, выкрашенные в голубой цвет и украшенные позолоченными звёздами. Внутри верхний и нижний храмы были украшены новыми иконостасами, новым окладом на престол, установлен уникальной работы семисвечник.Отеческой заботой храмостроителя Одесского края и хранителя духовных святынь, как по праву называют Владыку Агафангела, полностью газифицирован скит и приобретён двухэтажный дом для насельников, расширивший территорию монастырского подворья. Владыка живёт монастырём, вникает во все работы по строительству и благоукрашению обители. Сооружение новых монастырских построек, храмовая роспись, высадка деревьев, ремонт фасадов… ничего не проходит без его отеческого внимания и попечения. «Рай, насажденный человеческими руками» — так святитель ласково называет своё детище — Свято-Покровский скит. Одной из главных забот архипастыря является утверждение благочестия и духовного просвещения среди братии и прихожан обители. Главное —сохранить в монастыре истинный монашеский дух. Поэтому в Свято-Покровском скиту совершаются уставные ежедневные утренние и вечерние богослужения, а в течение дня —акафисты перед чудотворными иконами Пресвятой Богородицы «Иверская» и «Отрада и Утешение», привезёнными Владыкой со Святой Горы Афон, а также Тихвинской, написанной по его благословению в г. Тихвине. Также в обители совершается водосвятный молебен перед ковчегом с мощами святых угодников Божиих. Чтимой иконой обители является образ Господа Вседержителя, который был написан ещё в начале ХХ века для некоего храма города Одессы. Владыкой также были пожертвованы иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы и разных святых. При непосредственном отеческом попечении Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского в скиту несут своё послушание семь монахов, которые под мудрым руководством своего аввы— Владыки Митрополита —поддерживают в обители благодатный иноческий дух, ощущаемый всяким в неё входящим. Престольные праздники и памятные дни Свято-Покровского скита: 9 июля — престольный праздник — иконы Божией Матери «Тихвинская», 14 октября — престольный праздник — Покров Пресвятой Богородицы, 22 мая и 19 декабря — престольный праздник — свт. Николая Чудотворца, 3 февраля — иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», Вторник Светлой седмицы — иконы Божией Матери «Иверская». Расписание богослужений в Свято-Покровском скиту: Понедельник-пятница: 6:00— монашеское правило, Божественная Литургия, Акафист, 16:00— вечернее богослужение, монашеское правило. Суббота: 6:45— монашеское правило, Божественная Литургия, Акафист. 16:00— всенощное бдение, монашеское правило. Воскресенье и праздничные дни: 8:00— Воскресная полунощница. 8:30— Божественная Литургия, водосвятный молебен с чтением Акафиста перед иконой Господа Вседержителя, привезённой со Святой Горы Афон.
  • Православный Хоспис «Покров»

    Когда человек узнает о неизлечимой болезни, его охватывает сильный стресс. Наступает апатия, сильное уныние, постоянная депрессия, порой доходящая до отчаяния. Во время серьёзной болезни люди чувствуют упадок сил и не могут контролировать свои действия. Они нуждаются в особой опеке и поддержке со стороны близких и родных, утешение которых позволяет умирающему человеку по-чувствовать, что его любят, что его не бросили. Однако особое благотворное действие на душу человека оказывает христианское напутствие умирающим. Невыразимое и отрадное чувство наполняет душу больного человека в то время, когда его посещают, умиротворяют вниманием и добрым словом, напутствуют и утешают священнослужители. Православный хоспис является тем местом, где можно найти бесплатную медицинскую и моральную поддержку. По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского на территории Свято-Покровского скита строится первый в Украине православный центр хосписной и паллиативной медицины «Покров». На средства Одесской епархии было приобретено и переоборудовано старое здание общей площадью 2300 кв. м. Оно уже готово к размещению в нём специфического медучреждения по оказанию паллиативной помощи неизлечимым онкобольным. Уже полностью выполнены фасадные работы и подведены коммуникации. На это благое дело было израсходовано 8 миллионов гривен. В Одесской области пока нет центров хосписной и паллиативной медицины. В будущем хоспис сможет одновременно обслуживать около 40 пациентов — из окрестных населённых пунктов и других регионов Украины. За тяжело-больными будут ухаживать врачи, волонтёры, сестры милосердия, духовенство. Прекрасный климат, экологически чистая местность, профессионально оборудованные и оснащённые современной аппаратурой помещения, а главное —духовное окормление страждущих в расположенном здесь скиту, — все это будет положительно влиять на тяжелобольных людей, давая им возможность провести оставшийся отрезок своей жизни в достойных условиях, в атмосфере постоянной заботы и христианской любви.