Подвижники Благочестия Свято-Успенского Монастыря

Будучи носителями и выразителями церковного предания и подлинной монашеской жизни, они прославили своими подвигами те обители, где подвизались и где окончили свой жизненный путь. В то время, когда многие монастыри были закрыты, в Свято-Успенской обители нёс свой монашеский подвиг целый ряд старцев-подвижников, которых отличало непрестанное совершение Иисусовой молитвы, братолюбие, смирение, послушание, трудолюбие и постничество.

  • Преподобный Кукша (Величко) (†1964)

    Родился святой в 1874 году в селе Арбузинка Херсонской губернии (ныне Николаевская область) в благочестивой крестьянской семье Кирилла и Харитины Величко и был крещён с именем Косьма. В 1895 году он отправился с паломниками в Святую Землю. Прожив в Иерусалиме полгода, Косьма на обратном пути посетил гору Афон. В 1896 году он снова прибыл на Афон и поступил послушником в русский Свято-Пантелеймоновский монастырь. Позже молодой послушник был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года — в монашество с именем Ксенофонт. Во время первой мировой войны служил братом милосердия в санитарном поезде Киев — Львов. С 1913 по 1932 год служил в Киево-Печерской Лавре. В 1931 году, во время изнурительной болезни, пострижен в великую схиму с именем Кукша, а ещё через два года рукоположен в сан иеромонаха и назначен на приходское служение в одну из действующих киевских церквей. С 1938 года для батюшки начался тяжёлый десятилетний исповеднический подвиг. Его как «служителя культа» приговорили к пяти годам лагерей в городе Вильва Молотовской области, а после отбытия этого срока — к пяти годам ссылки в Кунгур без права совершения богослужений. Жил в колокольне единственной действовавшей на тот момент городской церкви. После долгих мытарств в ссылках отец Кукша вернулся в Киев, а впоследствии был переведён в Почаевскую Лавру, потом в монастырь в с. Крещатик на Буковине, а после его закрытия в 1960 году — в Одесский Свято-Успенский монастырь. К преподобному Кукше тянулось много прихожан и верующих, не смотря на то, что власти всячески пытались изолировать святого от общения с мирянами. В монастыре основным послушанием старца стала исповедь. Отец Кукша вставал рано утром, читал своё молитвенное правило, старался причащаться каждый день, он особенно любил раннюю Литургию. Говорил: «Ранняя Литургия — для подвижников, поздняя — для постников». Ежедневно идя в храм, старец под одежду надевал свою афонскую власяницу из белого конского волоса, который больно колол всё тело. Кукша Одесский был восприемником при монашеском постриге будущего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) (†2014). Преподобный Кукша принадлежит к тем отечественным праведникам, которые в последние века, подобно Серафиму Саровскому, Оптинским и Глинским старцам, служением Богу светили миру светом любви, терпения и сострадания. Отец Кукша был очень кротким и смиренным. Бывало, старец идёт через храм на исповедь — народу много, все проходы заполнены — и никогда не попросит пропустить его, а остановится позади всех и ждёт, ко-гда можно будет пройти, не расталкивая и не беспокоя людей. Ни перед кем не заискивал, не человекоугодничал. Он не боялся обличить грешника, невзирая на чин и сан, делая это тонко, с любовью к образу Божию, с целью пробудить совесть и подвигнуть человека на покаяние. Блаженный подвижник предвидел обстоятельства и время своей кончины. Однажды он с радостным лицом сказал своей духовной дочери: «Матерь Божия хочет взять меня к Себе». Через некоторое время старец, упав, сломал бедро. Пролежав в таком состоянии на холодной сырой земле, он простудился и заболел воспалением лёгких. За несколько мгновений до смерти старец сказал: «Престало время…»— и очень спокойно отошёл ко Господу 24 декабря 1964 года. Монастырь жаждал прославления в лике святых своего молитвенника и предстателя у престола Божия, к его могиле ежедневно тянулась вереница богомольцев, чтобы попросить у доброго батюшка разрешения в своих духовных и житейских вопросах. Деяние, которым Митрополит Агафангел заслужил глубокую благодарность монастырской братии и прославил себя в истории Свято-Успенского монастыря — это канонизация преподобного Кукши Одесского и обретение его святых мощей. Мощи святых являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причём самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Преподобный Кукша стал подлинным светильником святой Православной Церкви, сияющим светом Божественной славы. К его святым мощам приходят десятки тысяч людей, чтобы получить исцеление от своих скорбей и болезней, почувствовать радость от молитвенного общения с этим дивным угодником Божиим.
  • Подвижники XX века

    В связи с гонениями на церковь в первой половине XX столетия не сохранились архивные документы и сведения о подвижниках благочестия Свято-Успенского Одесского мужского монастыря XIX и начала XX столетий. Известно, что в 1913 году в монастырь прибыли монахи со Святой Горы Афон. Среди них: иеромонах Дама-скин (Горбанев) (1882-1959), иеросхимонах Иона (Цирута) (1880-1965), монах Мелитон (Педченко) (1884-1956), мо-нах Тихон (Болгарин) (1883-1956). В 50-е годы XX столетия в Свято-Успенский Одесский мужской монастырь после лагерей и ссылок приезжают архиереи-исповедники. Среди них были: архиепископ Даниил (Юзьвюк) (†1965), митрополит Серафим (Лукьянов) (†1959), епископ Феодор (Текучёв) (†1985), епископ Иоанникий (Сперанский) (†1969), митрополит Нестор (Анисимов) (†1962). Схиигумен Игнатий (Малицкий) (†1957) изгонял бесов словом и осенением крестным знамением. Долгое время, с 1974 по 2016 год, настоятелем Свято-Пантелеимоновского Русского монастыря на Святой Горе Афон был инок Свято-Успенского Одесского монастыря схиархимандрит Иеремия (Алёхин) (†2016). Также на Афоне подвизались из числа братии Одесской обители иеромонах Иаков и иеродиакон Арсений.
  • Иеросхимонах Каллистрат (Голота) (†1965)

    После закрытия монастыря в 1922 году не оставил родную обитель, а остался жить в маленькой сторожке при святых вратах. Двадцать лет он молился о возрождении обители, трудясь печником и добывая тем себе пропитание. Старец часто причащался Святых Христовых Таин, отличался постничеством, трудолюбием и молчаливостью: хранением молчания не только с прихожанами, но и с братией. Молитва и чтение Евангелия были его постоянным занятием. Отец Каллистрат имел молитвенный дар и был прозорлив.
  • Архимандрит Сергий (Цыбульников) (†1964)

    В 1923 году был репрессирован и направлен в Херсонские лагеря.С 1944 по 1954 год находился в ссылке в Карагандинских лагерях. Там он создал хор, общину верующих, тайно совершал богослужения, крестил (тайно — даже администраторов лагеря), погребал священников и рабочих, пользовался уважением среди уголовников. После отбывания срока наказания в 1955 году поступает в Одесский Свято-Успенский монастырь, где принимает схиму с именем Сергий. Был он замечательным проповедником, усердным молитвенником, имел редкий талант принимать исповедь людей.
  • Схиигумен Иоасаф (Кузняк) (†1970)

    Был пострижеником Спасо-Елеазаровского монастыря Псковской епархии. В 1947 году он поступил в Свято-Успенский монастырь. Старец отличался глубочайшим смирением, послушанием и молитвенностью. Преставился 17 апреля 1970 года.
  • Схиигумен Сергий (Карпов) (†1971)

    Принял монашество в Киевском Свято-Феофаниевском монастыре. С 1934 по 1943 год находился в ссылке в Средней Азии, где по его молитвам произошло чудо. В одной казахской семье скончалась дочь. В великом смятении прибежали родители к старцу, который тотчас стал усердно молиться. Утром родители пришли к старцу со здоровой девочкой и просили сподобить их Святого Крещения. В 1959 году старец поступил в Свято-Успенский Одесский монастырь, где исполнял нелёгкое послушание духовника. Был прозорлив, имел молитвенный дар, по его молитвам исцелялись от болезней страждущие люди. Часто об отце Сергии рассказывали: бывало, приезжают к нему, дают записки с именами больных людей, о которых просят помолиться, а когда воз-вращаются домой — видят тех, о ком он молился, уже здоровыми. Старец был сотаинником и частым духовным собеседником преподобного Кукши Одесского.
  • Архимандрит Власий (Сумин) (†1989)

    Был исповедником Христовым, с 1933 по 1954 г. находился в ссылке в Челябинских лагерях. После освобождения поступил в Глинскую пустынь, где проявил такое самоотвержение, послушание и терпение, что старцы убедились в его готовности вести строгую монашескую жизнь. В 1953 году он был пострижен в монашество, а в 1954 году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Был он большим тружеником: исполнял клиросное послушание, исповедовал богомольцев и как хороший плотник строил многие здания в обители. Также, по благословению старцев обители, отчитывал бесноватых. К нему приезжали и получали исцеления многие больные и бесноватые. После закрытия Глинской пустынь в 1961 году исполнял пастырское служение на различных приходах. В 1981 году поступил в Свято-Успенский монастырь, где исполнял послушание духовника.
  • Схиархимандрит Пимен (о. Малахия Тишкевич) (†1984)

    Был насельником Черниговского Свято-Троицкого монастыря. В годы атеизма и гонений был арестован и отправлен в заключение. Свой исповеднический подвиг нёс вместе со священномучеником Анатолием (Грисюком) (†1938), митрополитом Одесским. Когда отец Малахия вернулся из ссылки, то рассказал, что в день смерти митрополита Анатолия над лагерем был виден чудный и яркий свет. В Одесский монастырь поступил в 1958 году, здесь более четверти века подвизался на различных послушаниях.
  • Схиархимандрит Алексий (Филозоф) (†2000)

    Был пострижеником Свято-Никольского монастыря на Волыни. С Одессой жизнь отца Алексия была связана с 1950 года, когда он поступил в Одесскую духовную семинарию. С 1978 года нёс послушание духовника обители. Также у него духовно окормлялся всемирно известный офтальмолог профессор Владимир Петрович Филатов (†1956). Отец Алексий был прозорлив и обладал даром духовного рассуждения.
  • Схиархимандрит Паисий (Алыков) (†1989)

    Имел особую любовь к своим духовным чадам, через усердие в молитве помогал многим в трудных жизненных ситуациях, скорбях и тяготах.
  • Схиигумен Амвросий (Титенков) (†1990)

    Получил в Почаеве от схиигумена Кукши (Величко) пророчество о своём монашестве и священстве.
  • Архимандрит Никон (Сморкалов) (†2015)

    После учёбы в Ленинградской духовной семинарии поступил в Глинскую пустынь, затем вынужденно перешёл в Почаевскую Лавру, где принял монашеский постриг с именем Никон. Безбожная власть вынудила его в 1964 году перевестись в Одесский Свято-Успенский монастырь. Здесь во всей полноте раскрылся его пастырский талант. Батюшка Никон был добродушный старец, но в то же время строгий и мудрый духовник. К нему за духовным советом приходило множество людей изо всех уголков страны и даже из-за рубежа.
  • Архимандрит Вадим (Семяшко) (†2015)

    Был сначала постриженником Свято-Покровского Феодосиевского Балтского мужского монастыря, а после его закрытия в 1961 году переехал в Одесский Свято-Успенский монастырь, где нёс различные послушания: от простого привратника до высокого сана наместника. Отец Вадим запомнился как ревностный поборник чистоты православной веры и церковного устава, как неутомимый и ревностный в послушаниях и как великий любитель монашеской жизни. Несмотря на все болезни и преклонный возраст батюшка всегда был бодрый, приветливый, не знал праздности, часто беседовал и наставлял братию обители и воспитанников семинарии.
  • Схиархимандрит Иоиль (Гоенко) (†2017)

    Уроженец Черкасщины, окончил Одесскую духовную семинарию, Московскую Духовную Академию. В 1965 году принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а через десять лет стал насельником Одесского Свято-Успенского монастыря. Много отец Иоиль понёс скорбей, трудов и подвигов, мужественно претерпевая все соблазны и искушения, бываемые от врага рода человеческого. Был тщательным в молитве, внимательным к каждой записке, поданной на Божественную Литургию, безотказным в исповеди и беседе.
  • Схиархимандрит Иона (Игнатенко) (†2012)

    Бесспорно является одним из величайших духовников и святых подвижников нашего времени. Родился старец на Кировоградщине 10 октября 1925 года и в крещении был назван Владимиром. Он был девятым в семье, в которой хлеб доставался тяжёлым трудом.В 1930-е годы, когда борьба с Церковью достигла своего апогея, Владимир пошёл в школу. Часто батюшка рассказывал: «Когда приду из школы, подойду к маме и скажу, — в школе говорят, что Бога нет, — а мама мне отвечает, — не верь, Володя, Бог есть… Без Бога ни до порога, молитва и труд всё перетрут». Потом жизнь в миру, переезды, женитьба и семья, и только в 1964 году Владимир пришёл впервые в Свято-Успенский Одесский мужской монастырь. Но прошло ещё долгих пятнадцать лет перед тем, как 8 апреля 1979 года он принял монашество с именем Иона. И ещё одиннадцать лет, до 1990 года, когда отец Иона был рукоположен в иеромонаха,Господь учил и испытывал Своего избранника для нелёгкого пути окормления страждущих душ человеческих. С этого времени для старца начинается тяжёлый подвиг духовничества. К отцу Ионе приходили за духовным советом не только одесситы, но и многочисленные чада со всей Украины,а также из России, Белоруссии, Молдавии и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди духовных чад схиархимандрита Ионы много наместников монастырей, настоятелей храмов, монашествующих и простых мирян. Старец с одинаковым вниманием принимал всех — и высокопоставленных правительственных чиновников, и простых крестьян и рабочих. Каждый, кому по милости Божией довелось побеседовать со старцем, запоминал эту встречу на всю жизнь. Вот несколько его высказываний: «Молитва и труд — два крыла», «Борьба против себялюбия тяжела, но всё совершается в этом мире по благодати Божией», «Одному Богу жалуйся, у Него проси, от него помощи жди», «Жизнь становится ценной, когда ты её проживаешь честно перед людьми и Богом, когда твой советник — совесть!» В 2008 году Высокопреосвященнейший Митрополит Агафангел совершил постриг архимандрита Ионы в вели-кую схиму с тем же именем, в честь святого пророка Ионы. «У схиархимандрита Ионы три небесных покровителя, — говорил Владыка Агафангел, — святой равноапостольный Владимир, святитель Иона, митрополит Московский, в честь которого он принял свой первый постриг, и в схиме — пророк Иона. Благодатные качества сих трёх великих святых Православной Церкви по благодати Божией присущи старцу Ионе и его подвижнической жизни». Это был человек великого смирения, которое проявлялось буквально во всем. Скольким людям батюшка утёр слезы, скольких привёл к вере, знает только один Господь. Для многих батюшка был опорой, отрадой и утешителем, молитвенником. Схиархимандрит Иона любил людей. Его чуткое сердце принимало всех, кто хотел послужить Богу, людям, Отечеству. Одно его присутствие с неподдельной искренностью внушало Любовь, Веру и Надежду. Тяжело болея, старец Иона продолжал принимать народ. Рассказывают, что даже за неделю до кончины, будучи уже на смертном одре, лёжа в постели, он продолжал приём. 18 декабря 2012 года на 88-м году жизни после тяжёлой продолжительной болезни старец тихо отошёл ко Господу.